Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

Программа занятий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ЯСЛИ-САД № 32 «ТОПОЛЕК»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «Школа  эйдетики»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор – Кузьмицкая  Екатерина Эдуардовна

                                                   Педагог-психолог  МБДОУ г.Горловки №32 «Тополек»

Горловка  2023

     Дошкольное детство - период накопления базовых знаний, формирование умений и навыков. У ребенка появляются новые возможности для анализа и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в коре больших полушарий головного мозга возникают новые связи; накапливаются и систематизируются впечатления и представления о мире.

     Родители и воспитатели стремятся как можно больше информации заложить в детские головы, ведь надо успевать за развитием современного информационного мира. Детство -благодатная пора, однако, если детскую память перегружать большим количеством учебной информации, да еще и применять метод «многократного повторения», то результат может быть непредсказуемым. Например, ребенок может потерять интерес к учебе или постоянно переутомляться и поэтому быть невнимательным, чувствовать себя истощенным.

      Для того, чтобы избежать такой ситуации в обучении ребенка необходимо опираться на психологические особенности восприятия, присущие его возрасту. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок учится, развивается и формируется как личность. Игровая система улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Именно этим требованиям отвечает обучение с помощью эйдетики.

      Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.

Основным ее правилом является:

Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

    Занятия помогут детям старшего дошкольного возраста подготовиться к обучению в школе в игровой форме, улучшить слуховую,  память, внимание, развивать произвольность психических процессов, образное, логическое, творческое мышление, мелкую моторику рук, повысить уровень саморегуляции, формировать мотивационную готовность к школьному обучению.

      Цель программы:

 сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

      Задачи:

- способствовать общему развитию детей;

- развивать ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, интуицию;

- улучшать мелкую моторику руки у детей;

- формировать умения и  навыки, которые понадобятся ребенку в будущем обучении;

- воспитывать веру в собственные силы.

Основные принципы программы:

- учет индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- удовлетворение потребностей и интересов детей;

- создание условий для максимального раскрытия личности ребенка, его потенциальных возможностей.

Форма работы: игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.

Методы: 

- игровые упражнения, задания;

 - графические упражнения для развития мелкой моторики руки;

- игры, этюды, беседы;

- эйдетическое запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: яркость, эмоциональность, визуализация, меньше логичности. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.

Технологии эйдетики:

- оживление (хорошо развивает воображение и образное мышление);

- вхождение (войти внутрь воображаемой картины)

- образные сцепления (используют для запоминания чисел);

- припоминание (тренировка точности и скорости воспроизведения)

- фотографическая память (видение картинки в своем воображении)

- динамическая соответствие (распределение внимания одновременно во время выполнения 2-3-х действий);

- метод Цицерона ( совмещение мнимого действия с элементами фантазии).

Организация работы с детьми

Система занятий предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Реализуется через игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.

Продолжительность курса: 16 занятий по 30 мин. 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей – 8 человек.

Структура занятий

Вступительная часть каждого занятия настраивает группу на совместную работу, устанавливает эмоциональный контакт между всеми участниками.

Рабочая часть - основная смысловая нагрузка всего занятия. Она состоит из игровых, тренинговых упражнений, бесед, игр, психогимнастики.

Заключительная часть каждого занятия закрепляет положительные эмоции, предусматривает рефлексию, групповое единение.

Ожидаемые результаты:

- овладение детьми современными методами и техниками эффективного запоминания;

- сформировать умение нестандартно, творчески мыслить;

- осмысленное использование своего воображения для воспроизведения любой информации;

- осознавать свои чувства и эмоции, уметь их выражать;

- формировать положительное отношение к учебе: «Учиться - это интересно и весело!»

Правила организации и проведения занятий:

1. Начало должно быть необычным.

2. На занятии должен господствовать «дух открытия» (ничего не сообщать детям в готовом виде).

3. Держать паузу, способствуя включению мыслительных процессов у детей.

4. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.

5. Поддерживать ощущение успешности.

6. Принимать себя и каждого из участников такими, какие они есть на самом деле.

7. В играх, упражнениях должны принимать участие все желающие, однако ничего не навязывать и не требовать, учитывать настроение участников.

8. Не использовать оценочных высказываний.

9. Быть доброжелательным и открытым.

      Программа «Школа эйдетики» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 года жизни) и имеет целью сформировать основы эйдетических навыков, а также развить образную память и творческое мышление дошкольников.

Программа занятий

Занятие 1 «Давайте познакомимся»

Цель: создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки.

План проведения занятия

1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Мое имя»  (Игрушка)

3. Беседа «Кем я хочу быть?»

4. Игра-рисунок «Я умею ...»  (Цветная бумага, ножницы, клей, ватман)

5. Игра «Мои мечты осуществятся, когда я буду ...»  (Игрушка)

6. Рефлексия занятия.

Занятие 2 «Ассоциации».

Цель: познакомить с понятием «ассоциация», развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие «Улыбнись»

2. Беседа «Ассоциации»

3. Компьютерная игра «Ассоциации» (Компьютер)

4. Упражнение «Ассоциации» (Бумага, цветные карандаши, музыкальное сопровождение)

5. Домашнее задание

6. Рефлексия занятия.

Занятие 3 «Запомни слова

Цель: продолжать учить детей запоминать слова, используя метод ассоциаций, развивать образную долговременную память, внимание, воображение, формировать умение работать в паре.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие «Комплимент»  (Звонок)

2. Упражнение «Запомни слова».  (Набор иллюстраций (10 картинок)

3. Пластический танец «Волшебный цветок».  (Музыкальное сопровождение)

4. Упражнение «Запомни слова» II этап.  (Набор иллюстраций (10 картинок)

5. Упражнение «Попробуй найти».(Коробки с рисом, мелкие предметы: ложки, скрепки, пуговицы, монеты, карандаши, магнитные буквы (цифры)

6. Рефлексия занятия. Итог.

Занятие 4 «Вместе играть веселее»

Цель: закрепить умение запоминать слова методом ассоциаций, развивать память, внимание, формировать навыки эффективного взаимодействия.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие.

2. Работа в парах I этап. (Альбомы с картинками)

3. Ролевое упражнение-сказка «Старый дом» . (Текст сказки)

4. Работа в парах II этап. (Альбомы с картинками)

5. Упражнение-массаж «Изменчивая погода»

6. Домашнее задание

7. Рефлексия занятия. Итог.

Занятие 5 «Придумываем сказку»

Цель: познакомить с методом связных ассоциаций, тренировать образную память, внимание, координацию, уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение-игра «Рисуем слова» (Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, клей)

3. Игра «Магазин игрушек»  (Набор из 10 игрушек, платок)

4. Подвижная игра «Наступи на хвост» (Веревки)

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия занятия.

Занятие 6 «Страна Мультляндия»

Цель: продолжать учить детей использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Проверка домашнего задания

3. Упражнение «Невербальные ассоциации»  (Рисунки, клей, муляж телевизора)

4. Игра с картинками  (Альбом с иллюстрациями)

5. Игра-танец «Маки»

6. Рефлексия занятия.

Занятие 7 «Метод невербальных ассоциаций»

Цель: познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «Шумы» (чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой)

3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник»

4. Подвижная игра «Твистер»  (Игровое поле, рулетка)

5. Рефлексия занятия.

Занятие 8 «Ассоциативная мозаика»

Цель: закрепить умение использовать метод звуковых ассоциаций, развивать воображение, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «С открытками» (Набор картинок)

3. Упражнение-зарядка «Желе и лед»

4. Игра «Ассоциации» (Альбомы с открытками)

5. Упражнение «Рисование веревкой»  (Шнур длиной 0.5 - 1,5м)

6. Психогимнастика «Улыбнись»

7. Рефлексия занятия.

Занятие 9 «Веселые цифры»

Цель: учить запоминать цифры на основе образного мышления, развивать память, внимание, глазомер, воспитывать уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «На что похожи цифры?»

7 Тетради, карандаши, таблица с цифрами.

3. Игра «Наоборот»  (Набор цифр)

4. Игра «Телевизор»

5. Подвижная игра «Прямое попадание» (Пластиковые бутылки с песком, обернутые бумагой с цифрой, мяч)

6. Рефлексия занятия.

Занятие 10 «Цифры-волшебницы»

Цель: продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «День - ночь»  (Цифры, мяч, цветные фишки)

3. Игра «На что похожи цифры?» (Таблица с цифрами)

4. Игра «Наоборот»

5. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем»

6. Зрительный диктант (Таблица с фигурами)

5. Рефлексия занятия.

Занятие 11 «Загадочный мир цифр»

Цель: учить запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «На что похожи цифры?» (Таблица с цифрами)

3. Игра «Наоборот»

4. Упражнение «Ловим цифры на крючок» (Карандаш, тонкая веревка, маленький магнит, магнитные цифры)

5. Упражнение «Формы» (Набор геометрических фигур)

6. Рефлексия занятия.

Занятие 12 «Метод Цицерона»

Цель: познакомить с методом Цицерона, развивать умение создавать и воспроизводить мысленные образы, воспитывать любознательность, чувство гармонии.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение «Цифры в комнате»

3. Упражнение-фантазия «Мнимое путешествие»

4. Подвижная игра «Жу-жу»

5. Работа в тетради. Зрительный диктант (Таблица с цифрами)

6. Рефлексия занятия.

Занятие 13 «Мнимое путешествие»

Цель: продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «Моя комната». (Картина с изображением комнаты)

3. Упражнение-зарядка «Запрещено движение»

4. Упражнение «Вспомни слово по картинке» (Набор рисунков)

5. Работа в тетради. Зрительный диктант .(Набор рисунков)

6. Рефлексия занятия.

Занятие 14 «Фантазия ощущений»

Цель: тренировать умение запоминать с помощью зрительных, слуховых, осязательных ассоциаций, развивать восприятие, ощущение, формировать умение справляться с трудностями.

План проведения занятия:

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «Цветная дорожка». 5 дощечек (спички, вата, зерна, веревка, фольга)

3. Игра «Музыкальные движения» (Различные музыкальные инструменты)

4. Упражнение-фантазия «Волшебные круги» (Листы бумаги с нарисованными 10 кругами)

5. Игра «Я знаю» (Мяч)

6. Работа в тетради. Зрительный диктант (Таблица с точками)

7. Рефлексия занятия.

Занятие 15 «Живые слова»

Цель: познакомить с «методом оживления слов», учить использовать движения для запоминания словесной информации, развивать оригинальность мысли, воспитывать уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение «Запомни и воспроизведи»

3. Игра «Пирамида»

4. Подвижная игра «Кричалки - шепталки - молчалки.  (Цветные силуэты ладошек)

5. Игра «Веселые цифры»

6. Игра «Назови 5 предметов» (Карточки разных цветов)

7. Рефлексия занятия.

Занятие 16 «Путешествие в страну Фантазию»

Цель: вспомнить методы эффективного запоминания, развивать различные виды памяти, внимания, воображения, мышления, воспитывать интерес и желание познавать новое, способствовать раскрытию потенциальных возможностей дошкольника.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение «Помнишь - воспроизведи»

3. Упражнение «Воспроизведи слова»

4. Упражнение «Шифровальщик» (Набор картинок)

5. Игра «Цветная дорожка» дощечки (спички, вата, зерна, веревка, фольга)

6. Упражнение «Бесконечное предложение».

7. ритмичный танец дружбы «Делай так»

8. Рефлексия занятия.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie